Общедомовые приборы учета
Общедомовые приборы учета
С 1 июля 2012 года все коммунальные услуги должны отпускаться по показаниям приборов учета, в многоквартирных домах - по показаниям общедомовых приборов учета (ОДПУ). Таково требование Федерального закона от 23 ноября 2009г. №261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности:".
Ответственность за соблюдение данного требования лежит на собственниках жилья. Именно они должны были за свой счет (или воспользовавшись предоставляемым правом рассрочки) купить ОДПУ, заключить договор со специализированной организацией на монтаж прибора учета, обеспечить его пломбирование и ввод в эксплуатацию.
Если по каким-то причинам к указанному сроку дом остался не "оприборен", то ресурсоснабжающая (коммунальная) организация будет обязана в течении года - до 1 июля 2013 г. - принудительно установить приборы учета, а жильцы будут обязаны оплатить все расходы с этим связанные, плюс дополнительные расходы, которые возникнут в случае принудительной установки ОДПУ и отсрочки платежей. А кроме того, неоприборенные жильцы в переспективе могут оказаться перед необходимостью оплачивать услуги по более высоким тарифам.
В ОАО «РКС» убеждены в том, что предусмотренное федеральным законодательством оснащение потребителей приборами учета коммунальных ресурсов и, в частности, установка в многоквартирных домах общедомовых узлов учета – это та мера, которая поможет наладить контроль и учет в коммунальной сфере, снизить потери ресурсов и уровень энергоемкости ЖКХ.
Мониторинг установки общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов
(по потребителям дочерних компаний ОАО «РКС») на 1 июля 2012 г.
№ п/п | Компания | Сбыт услуг потребителям | Необходимое количество ОДПУ (общее по контуру компании) | Фактически установлено ОДПУ | % |
1 | Алтайские КС | Не имеет сбытовых функций | - | - | - |
2 | Амурские КС, Энергокомфорт. Амур | ||||
Тепло | 713 | 138 | 18 | ||
ГВС | 65 | 9 | 14 | ||
Вода | 1106 | 357 | 32 | ||
Электроэнергия | 2238 | 536 | 24 | ||
3 | Байкальские КС | Вода | 1822 | 220 | 12 |
4 | Брянские КС | ||||
Тепло | 713 | 138 | 18 | ||
ГВС | 65 | 9 | 14 | ||
5 | Владимирские КС | ||||
Тепло | 1211 | 717 | 59 | ||
ГВС | 0 | 0 | - | ||
Электроэнергия | 2214 | 1952 | 88 | ||
6 | Волжские КС | ||||
Тепло | 420 | 83 | 20 | ||
ГВС | 667 | 185 | 28 | ||
Вода | 1318 | 533 | 40 | ||
7 | Кировские КС | Вода | 3072 | 1181 | 38 |
8 | НОВОГОР-Прикамье | ||||
Тепло | 800 | 244 | 31 | ||
ГВС | 0 | 0 | - | ||
Вода | 6534 | 2611 | 40 | ||
Электроэнергия | |||||
9 | КС-Прикамье | Электроэнергия | 2302 | 2302 | 100 |
10 | Петрозаводские КС, Энергокомфорт. Карелия | ||||
Тепло | 1234 | 318 | 26 | ||
ГВС | 53 | 2 | 4 | ||
Вода | 2377 | 2026 | 85 | ||
Электроэнергия | 2412 | 145 | 6 | ||
11 | Тамбовские КС | ||||
Тепло | 505 | 138 | 27 | ||
ГВС | 674 | 152 | 23 | ||
Вода | 2504 | 272 | 11 | ||
12 | Тверская теплоснабжающая компания | ||||
Тепло | 101 | 19 | 19 | ||
ГВС | 65 | 5 | 8 |
Приборы учета вместо нормативов
Согласно Федеральному закону от 23 ноября 2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» все коммунальные ресурсы (вода, тепло, электроэнергия, газ), отпускаемые потребителям по централизованным системам, подлежат обязательному учету с применением приборов учета.
О том, что идея энергоресурсосбережения начинается с приборного учета, говорят с первых дней коммунальной реформы, то есть еще с середины 1990-х годов. Однако по прошествии полутора десятилетий повсеместный приборный учет так и не организован, и в практике отечественного ЖКХ еще широко применяются так называемые нормативы потребления коммунальных ресурсов, когда общий объем поставляемых в город ресурсов делится на количество потребителей. Понятно, что нормативы потребления - вещь достаточно условная, хотя и выводится на основе отраслевых методик. Однако, как и средняя температура по больнице, норматив как явление не отражает действительности, не дает возможности выявлять утечки и места нерационального расходования ресурсов, а значит «консервирует» ситуацию. Гораздо справедливее и экономически обоснованнее вести расчеты по точным показателям прибора учета: сколько потребил - столько заплатил. Не отремонтировал смеситель - заплатил больше, выключаешь ненужные электроприборы и свет - заплатил меньше и т.д.
Другим изъяном нормативов как основы для ведения расчетов за коммунальные ресурсы была и есть их политизированность, конъюнктурность. Заниженные нормативы приводят к тому, что фактически потребленные горожанами объемы коммунальных ресурсов оказываются выше, чем рассчитанные по нормативам величины. Коммунальные предприятия, произведшие и транспортировавшие услуги до конечного потребителя, несут убытки, стабильность и качество их работы ухудшается, растут долги. Для покрытия разницы между фактически потребленными и нормативными объемами услуг исполнитель коммунальных услуг (в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307) был вправе выставить дополнительную "13-ю" квитанцию или произвести квартальный перерасчет. На практике же всякий перерасчет встречался общественностью в штыки и взыскать недополученную оплату было крайне сложно. В 2011 году (постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354) были внесены изменения в порядок предоставления коммунальных услуг и корректировки платежей в домах, не оборудованных общедомовым прибором учета, были полностью исключены.
Таким образом, упорядочить систему расчетов за коммунальные ресурсы могут только общедомовые приборы учета, которые фиксируют реально поставленные в дом услуги и потребленные как индивидуальными потребителями-абонентами, так и совместно жильцами на общедомовые нужды в местах общего пользования. К сожалению, процесс «оприборивания» многоквартирных жилых домов идет недостаточно активно. Происходит это, прежде всего, потому, что приобретение и монтаж коллективных приборов учета требуют немалых капитальных вложений, а окупятся эти расходы лишь через некоторый срок.
Несмотря на финансовые, организационные и иные сложности в реализации мероприятий по переходу на использование ОДПУ в многоквартирных домах – наиболее ответственные управляющие организации и ТСЖ совместно с жильцами решают эти проблемы. Им известно, что только приборы учета могут обеспечить объективный, а не субъективный, уравнительный подход в расчетах. Именно приборы учета стимулируют каждого потребителя экономно и по-хозяйски расходовать энергоресурсы.